La Belka Rossa is a blog by Irina Abruzzo-Trofimova. Her posts explore museumS and exhibitions through photos and articles.

“Caravaggio Experience” в Римини

“Caravaggio Experience” в Римини

Можно смотреть и видеть, а еще возможно смотреть и чувствовать. Когда окружен прекрасным и гениальным, хочется, чтобы оно проникло внутрь тебя и зажгло огонек, подарило ощущение радости, удовольствия… Короче, ищем драйв. Чтобы задержать дыхание со всем этим и присвоить эту эмоцию себе.

Люблю чувствовать, а кто не любит? Вот о нас всех и подумали, а именно Medialart, итальянский “мультимедийный покровитель искусства”, при содействии издательского дома Gruppo Maggioli (подразделение Maggioli Musei). Благодарим видеоталанты из The Fake Factory за реализацию роскошного видеопредставления. Погружение в атмосферу искусства стало возможным также благодаря Музыке Стефано Салетти и Аромату от Officina Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella Firenze, созданными специально для этого события.

Выставка с погружением в атмосферу произведений такого великого мастера, как  Микеланджело Меризи да Караваджо, - редкое чудо, которое грех пропустить.

На выставке известнейшего художника  нет ни одной картины. Вместо них Вас ожидают проекции картин, их фрагменты, смело увеличенные на целую стену. Такая передача чувственной информации возможна с Караваджо и немногими другими гениальными мастерами, теми, кого не побоишься показать в мельчайших деталях, где все мазки дышат талантом автора, оставаясь значимыми и понятными. 

У Моне они, к примеру, становятся непонятны, будучи вырванными из контекста картины в целом.

У Доу тоже значимы мазки, прописаны с потрясающей тщательностью, однако не несут в себе такой вопиющий трагизм и яркость неподдельных эмоций.

Дражайший сеньор Меризи, для подобного рода выставок Вы, по моему мнению, вне конкуренции.

К моему полному изумлению, эта выставка произвела на  меня  более сильное впечатление , чем сами оригиналы, к примеру, на выставках в Берлине и Милане. Это вопрос восприятия, здесь подкрепленного ароматом, звуками, приглушенным светом.  Я увидела на этой выставке моего Караваджо, без недоверчивых и неутомимых смотрителей, множества туристов, самоорганизующихся в очереди, чтобы посмотреть картину поближе, а также непрошенных соседей-картин других авторов, пусть даже великих, но прeвносящих в данном случае ненужные оттенки в мою радугу восприятия… Кто же предложит выставочный зал с 57 картинами Меризи в оригинале? Нет желающих и всемогущих? А на выставке Caravaggio Experience они есть, без ненужного привкуса. Зачем разбавлять изысканное вино?

Темнота. Не видишь других посетителей. Полумрак - лучший друг погружения.  Караваджо - мастер света, и затемнение еще рельефней подчеркивает его гений.

Запах. Это волшебство, которое вдыхает наша память и помогает раскрасить происходящее вокруг сильными переживаниями.

Музыка. Удивительная рука, касающаяся струн души. Увлекает вместе с запахом-заговорщиком в прошлое, где можно встретить Караваджо.

Они предоставили нам машину времени. Смотреть и чувствовать. Чувствовать и мечтать. Мечтать и желать.

Восемь коротких фильмов, от двух до одиннадцати минут каждый, предлагают зрителю соприкоснуться с различными аспектами творчества великого мастера. Начинается видеопредставление с истории Света,  его гениального воплощения на полотнах художника. Из кромешной тьмы возникают персонажи, и луч света то ласкает, то заостряет их черты, разливая жизнь по полотну. Это знаменитая манера письма кьяроскуро, которую Караваджо прочувствовал и применил одним из первых и, на мой взгляд, лучше других.

Светом дышат портреты, натюрморты. Виноградная лоза светится изнутри, каждый листик, веточка, ягодка кажутся настоящими. “Корзина с фруктами”, “Натюрморт с цветами и фруктами” и окружающее “Вакха” великолепие вкуса манят нас, как настоящие. Люди же написаны порой в таком отчаянии, в страданиях, с выражением истинного отвращения или страшного испуга, на пределе человеческих возможностей или же в такой тоске и безысходности, что готовы сойти с полотен такими, какие они и есть, пронзительно живыми: “Юноша с корзиной фруктов”, “Больной Вакх”, “Гадалка”, “Шулера”, “Музыканты”, “Мальчик, укушенный ящерицей”, “Лютнист”, “Вакх”, “Святая Екатерина Александрийская”, “Юдифь и Олоферн”, “Давид и Голиаф”, “Амур Победитель”, “Святой Матфей и ангел”…  В его подходе нет места компромиссам и эскизам, это игриво-гениальный экспромт, застывший в веках, внезапный кинжал и яркий разворот событий. Все спонтанно и свободно, ни одного принужденного движения или спланированной драмы. Театр его героев с полотен разыгрывался по мановению неутомимой кисти, и никто теперь, увы, не скажет, как именно: подготовительных рисунков Караваджо не использовал, творил сразу на холстах. Интересно, так ли рождались произведения Меризи, как предположили авторы выставки? Посмотрите, ведь это происходит сейчас, на наших глазах?! “Жертвоприношение Исаака”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение Павла”, “Распятие Святого Петра”, “Ужин в Эммаусе”,  “Неверие апостола Фомы”, “Погребение Христа”. Ну как же тут не уверовать, что все именно так и происходило? Такая живость, столько красноречивых подробностей… Возникает непреодолимое ощущение, что художник это уже видел сам, своими глазами.  Хочется воскликнуть: “Так вот как это происходило на самом деле!”

Еще один из фильмов познакомил меня с  путешествиями Караваджо, теми городами, где он жил, куролесил, скрывался от закона и неустанно творил. Еще одна глава целиком посвящена истории Нарцисса, пораженного собственной совершенной красотой, другая - струящейся, как вино, крови,  кишащем змеям и застывшему ужасу Медузы. Меня потрясла бесконечная череда полотен Караваджо в заключительной главе.  Картины появлялись с двух сторон, двигались навстречу друг другу и, встретившись, исчезали за кулисами.  И музыка, казалось звучала изнутри полотен, плывущих в никуда, за занавес… И Караваджо ушел в никуда, слишком рано и болезненно, оставив нам свою яркую и беспокойную биографию и обессмертившие его картины. Талант и Трагедия.  Почему они так часто идут рука об руку?

References

Здесь Вы можете увидеть список картин Караваджо, представленный в Википедии


Музей ткачества в Брамше

Музей ткачества в Брамше